Пятница, 29.03.2024, 11:24

Сайт учителя физики и информатики Бокова Н.Н.

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 107
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Меню сайта
Поиск
Друзья сайта
  • Cайт Ермоловской СОШ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Сайт Бахтиной И.В.
  • Моя педагогическая концепция:

    «Исследовательская деятельность учащихся – залог успешности обучения».

     
    Скажи мне, и я забуду.
    Покажи мне, и я запомню.
    Дай сделать мне, и я пойму.
    Сократ

     

    В первых строках моей концепции я хочу выразить признательность и бесконечную благодарность моему первому учителю физики Поповой Марии Герасимовне, заслуженному учителю, которая привила мне любовь к физике. На ее уроках не было равнодушных, все смотрели во все глаза и слушали, затаив дыхание. Вечная память Вам, Мария Герасимовна!

    Первые годы работы учителем физики я много внимания уделял тому, чтобы дети учили физические законы, понятия. Мне очень хотелось, чтобы мои ученики знали и понимали физику. Для этого на уроках я использовал дополнительный материал, проводил демонстрационные эксперименты, широко применял наглядность.

     Прошли годы, появился опыт. Оглядываясь назад, понял, что жизнь требует от меня поиска других методов и приёмов в работе. Старые методы не давали возможности для творческой деятельности. Хотелось, чтобы ребята активно пытались сами найти ответы на вопросы, делали выводы, бежали в библиотеку, не ограничивались одним учебником. Чтобы урок не заканчивался со звонком, мысль ребёнка должна быть в постоянном поиске.

    Еще в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери - человек, далекий от педагогики, размышляя о многочисленных проблемах человечества, не оставляет без внимания и педагогические проблемы. В своем эссе «Цитадель» он пишет: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило».

    Эти советы не потеряли актуальности, особенно в связи с переходом к профильному обучению на старшей ступени общего образования. Основная идея обновления состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. А для этого важно создать условия для развития творческой, критически мыслящей личности, способной найти свое место в жизни, адаптироваться в обществе. В связи с этим и методы должны изменяться, чтобы способствовать развитию творческих способностей учащихся, развивать логическое мышление и исследовательские навыки, формировать умение самостоятельно работать.

     

    Создать условия для развития ребенка и научить его мыслить можно, благодаря использованию на уроках  методических приёмов, направленных на активную мыслительную и практическую деятельность, так как «активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения эффективности усвоения и практического освоения изучаемого материала». Приёмы и методы, активизирующие деятельность ребёнка на уроке, получили название методов активного обучения.

    В настоящее время известно много приёмов, которые можно применять на различных этапах урока. Имея в запасе определённый набор приёмов, учитель может не только активизировать деятельность учащихся на уроке, но и разнообразить его, менять виды деятельности школьников на уроках, что делает урок более разнообразным и интересным. Повышение интереса к предмету – очень важная функция учителя. С этой целью, многие учителя в своей практике используют нетрадиционные формы уроков. Такие уроки вызывают интерес у учащихся. Но их подготовка проведение требует больших затрат времени и сил учителя, поэтому они не всегда системны и проводятся не так часто. Это не означает, что я против таких форм уроков. Я считаю, что повысить интерес к предмету можно,  используя соответствующие приёмы и  делать это нужно практически на каждом уроке.


    Моя задача, уметь поддерживать интерес своих учеников к физике и помочь им не потеряться в море информации. Все начинается с «малого», с интереса, с вопросов, которые есть у школьников. Что является «малым» в обучении?  Выход на качественно новый уровень – выстраивать информацию структурно и знакомить учащихся уже с системой, в которой легче просматриваются закономерности развития понятий и явлений, переход одной информации в другую и взаимосвязь между ними. И тогда выясняется, что школьный курс физики выстроен логично и взаимосвязано, а не разбит на отдельные темы и параграфы, что все учебные предметы связаны между собой.

    Формирование интереса к предмету начинается с грамотно организованного начала урока. Четкая постановка целей и задач урока – залог успешного усвоения темы. Урок должен начинаться с проблемы, которая впоследствии должна обязательно решиться. Причем, решиться она должна самими учащимися. Учитель должен лишь направлять учащихся по пути поиска истины, а выводы дети должны делать сами.Причем, делать это нужно так, чтобы дети думали, что ваша роль в их открытии ничтожно мала!

    Школьник понимает физический опыт только тогда хорошо, когда он делает его сам.

    П.Л. Капица

    Демонстрационному эксперименту, а фронтальному – особенно, я отвожу главенствующую роль в  исследовательской деятельности учащихся. Ведь, знания, добытые самостоятельно прочнее всего усваиваются. Класс, обычно, разбивается на группы. Каждой группе выдается необходимое лабораторное оборудование. Иногда возникает проблема, связанная с нехваткой оборудования, но она обычно решается применением подручных средств. В ходе такого урока-эксперимента учащиеся под руководством учителя изучают явление или закон путем самостоятельного проведения физических опытов, результаты которых затем анализируются, обсуждаются и делаются соответствующие выводы.


    Активное внедрение персональных компьютеров в учебный процесс позволяет учителю-предметнику обеспечить компьютерную поддержку урока. Она поможет учителю использовать в обучении современные технологии и технические средства. Не менее важна задача воспитания у школьников культуры пользователя ПК, умений находить, преобразовывать и целесообразно использовать учебную информацию.

    Поэтому компьютер на уроке следует рассматривать как современное техническое средство обучения, помогающее учителю решать насущные задачи активизации познавательной деятельности и развития нестандартного, творческого мышления учащихся. Подключение образовательных учреждений к сети Интернет открывает дополнительные возможности для развития интереса учащихся и их творческих способностей с использованием информационно-коммуникационных технологий.

    Компьютерная коммуникация позволяет получить доступ к практически неограниченным массивам информации, хранящейся в централизованных банках данных. Это дает возможность при организации учебного процесса опираться на весь запас знаний, доступных жителю "информационного общества". Поиск дополнительной информации во Всемирной паутине позволяет осуществлять самостоятельный поиск знаний учащимися.

    Организуя самостоятельную деятельность учащихся на уроке, мы создаём условия для подготовки школьников к продолжению образования, к жизни в обществе и эффективной социализации, к саморазвитию личности.

    Большое значение в создании условий для развития учащихся имеют и формы работы, используемые учителем на уроке. На мой взгляд, наиболее эффективны групповые формы работы. При этом создаются условия для диалога, что способствует развитию умения не только говорить, но и отстаивать своё мнение, развитию культуры речи. Работая в группе, ребёнок учиться взаимодействовать с другими людьми. Создаются  условия  для развития ответственности за своё дело и для взаимообучаемости, что способствует более успешному усвоению материала и развитию личностных качеств школьника.

    Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Оно является важным элементом прагматического подхода к образованию в философии Дьюи (1970), его проектного метода. Обучение в малых группах использовалось в Западной Германии, Нидерландах, в Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. Но основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета Миннесота (Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон), группой Дж. Аронсона, Калифорния.

    С тех пор, разумеется, идеи обучения в сотрудничестве получили свое развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира, в том числе и в России, ибо сама идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по самой своей сути, а следовательно, педагогична, хотя и имеет заметные различия в вариантах в разных странах. Чтобы понять эту идею, авторы метода советуют обратиться к нашему пониманию слова "ошибка". Скорее всего, ошибку можно определить как неверное действие или утверждение, исходящее из неверного суждения, неадекватного знания или невнимания. Такое понимание очень близко к определениям, которые дают толковые словари. Авторы предлагают добавить к этому определению следующую фразу: "что указывает на необходимость дополнительной практики и большей тренировки, чтобы овладеть необходимым умением или знанием". Если Вы понимаете, что ошибки учеников показывают только то, что они еще не овладели необходимыми умениями, то Вы будете рассматривать их просто как факт. Следовательно, вам нужно предоставить вашим ученикам возможность дополнительной практики, причем в таком объеме, пока они (каждый в отдельности и все вместе) не овладеют знанием в достаточной мере.

    Если же Вы рассматриваете ошибку как нежелание ученика работать, его неспособность, в этом случае Вы, скорее всего, откажете ему в дополнительной практике, в дополнительных разъяснениях, пока "он не научится хорошо вести себя". Но, с другой стороны, совершенно очевидно, что если ученик не допускает ошибок в выполнении задания, это означает, что он научился его выполнять, и таким учащимся дополнительная практика не нужна. Значит ошибки - это всего лишь индикатор того, нуждается ли ученик в помощи, в дополнительной практике.

    Вы не в состоянии оказать эту помощь каждому конкретному ученику в классе. Эту ответственность Ваши ученики в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу. Это означает, что необходимо использовать методы, адекватные данной задаче. Можно учиться в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), где сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее "схватывает" новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопросы, соответственно он не может быстро и правильно отвечать и только "тормозит" ритмичное продвижение к всеобщему успеху. Можно учиться индивидуально, используя соответствующие методики и учебные материалы. Тогда ученик замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не дается, это его проблемы.

    А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи твоих товарищей. В процессе обучения ошибаются все. Только одним нужно больше времени и усилий, чтобы овладеть материалом, другим меньше. Как это сделать - дело методики!

    Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

    Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

    Одним из видов групповой исследовательской работы учащихся в нашей школе является работа научных обществ учащихся. Темы, которые затрагиваются на заседаниях научных обществ выходят за рамки школьной программы по физике.

    Мы не делаем научных открытий и не совершаем научно-технических революций, мы учимся методам исследовательской работы. В этом, собственно, и состоит принципиальное отличие учебного исследования от исследовательских работ в сфере науки. Если в сфере науки главной целью является производство новых знаний в общекультурном значении, то в образовании цель исследовательской деятельности полагается в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

    В отличие от типичной образовательной ситуации, когда учитель «транслирует» знания, а учащийся их усваивает в рамках отработанной классно-урочной системы,  в процессе исследовательской деятельности учитель и ученик сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует новый тип отношений между учителем и учеником, который предполагает совместное постижение окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега – коллега» или «наставник – младший товарищ». Последнее предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Примером такого учебного взаимодействия учителя с классом может служить урок «Исследование колебаний математического маятника».

    Эта передача происходит в тесном личностном контакте, обусловленном высоким личным авторитетом «наставника» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.

    var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }