Большинство
преподавателей – люди, безусловно, умные, эрудированные, начитанные, но
среди них катастрофически мало настоящих преподавателей – по призванию.
Ведь знать свой предмет и владеть знаниями еще не означает мастерски их
донести до аудитории. К сожалению, мало кто из преподавателей может
увлечь своим предметом. Не удивительно: это целое искусство. К тому же,
ораторские способности, личное обаяние и харизма порой играют не меньшую
роль, чем знания и опыт. На факультете любого вуза число
преподавателей, умеющих увлечь за собой учащихся, по-настоящему
заинтересовать предметом, можно посчитать на пальцах, пожалуй, одной
руки, увы.
Подпортила репутацию профессии коррупция в системе образования.
Преподаватель отныне больше не воспринимается как честный,
высоконравственный светоч знаний. Преподаватели, не брезговавшие
взятками, очернили честных и преданных своему делу остальных коллег.
Низкая зарплата в сфере образования породила отток высококлассных
кадров в другие сферы и закрыла вход для прихода молодых педагогов. Люди
с фундаментальными знаниями и высокопрофессиональными навыками теперь
претендуют на хорошие зарплаты и, понятное дело, не ищут работу в школах
и вузах. К сожалению, в массовом сознании есть даже мнение, что если
человек не найдет себя ни в чем после вуза, ему останется только идти
преподавать. Часть советских специалистов, оставшихся не у дел в
девяностые годы в рамках рыночной экономики, пошли кое-как преподавать,
чтобы выжить. Также оказались перед студенческими аудиториями
непрофессионалы и дилетанты.
Увы и ах, перед учителями и преподавателями не преклоняются, их не
боготворят, как раньше. Но может это и к лучшему? Слепая вера к каждому
сказанному педагогом слову и непререкаемый культ учителя не способствуют
эффективному учебному процессу и не делают никого умнее и счастливее.
Нет, не к лучшему. Школа, как известно, отражает состояние общества. И какова нынешняя ситуация в образовании не замечает даже ленивый. В школе не хватает грамотных преподавателей. Почему? Ответ на поверхности: а кто пойдет работать за мизерную заплату. Это только СРЕДНЯЯ учительская заплата по стране достигает приличных значений. А выпускник педагогического вуза, пришедший в школу, получает на уровне прожиточного минимума. И что бы там не провозглашали об авторитете учительства, дело НИКОГДА не сдвинется с мертвой точки, пока государство не повернется лицом к образованию вообще, и к школе в частности.